Новости Карта Приморья О проекте
 

Персоны / Почетные жители / Шевелев М.Г.

Шевелев М.Г.

Михаил Григорьевич Шевелев (1845 - 1903) - одна из ярких фигур города Владивостока последней четверти ХIХ - начала ХХ в., купец 1-й гильдии, коммерции советник, член Общества изучения Амурского края, которое было создано благодаря его активному участию и с помощью в том числе и его средств, меценат, торговец чаем и крупный знаток истории и культуры Китая и древнего Приморья, почетный попечитель Восточного института и основатель первого русского пароходства на дальневосточной окраине Российской империи.
Михаил Шевелев родился в Сибири, в Верхнеудинске. В 13-летнем возрасте остался без отца. Окончив 4-х классную кяхтинскую школу, был направлен в Пекин в Русскую православную миссию для изучения китайского языка и обычаев. После окончания школы переводчиков китайского языка, который он весьма успешно усвоил, молодого человека направляют переводчиком в русскую православную духовную миссию в Пекине. Прекрасное знание китайского языка, истории, культуры и обычаев Поднебесной сулили молодому человеку блестящее будущее на этом поприще. Однако его деятельная натура искала чего-то нового. Волею случая он оказывается в Ханькоу, где процветал чайный бизнес, и нанимается рядовым клерком в крупную фирму "Оборин, Токмаков и Ко", специализирующуюся на торговле чаем в России. Проявив и в этом деле свои недюжинные способности и деловую хватку, Михаил Шевелев вскоре становится совладельцем фирмы, на вывеске которой отныне стало значиться "Токмаков, Шевелев и Ко". Произошло это в 1874 г. А уже в следующем году он подбивает компаньонов по бизнесу на покупку собственного парохода, так как посреднические услуги фрахтуемых иностранных судов в то время были весьма не дешевы и постоянно держали в зависимости фирму. Так был куплен в Англии пароход грузоподъемностью 1200 т., нареченный просто и незатейливо "Батрак", который стал доставлять чай из Китая в Россию. Кроме того, "Батрак" был рассчитан и на перевозку пассажиров. Этот пароход и стал первым судном под российским флагом, выполнявшим грузопассажирские перевозки на Тихом океане.
Однако, вскоре стало ясно, что "Батрак" выгоды не приносит. Более того, компания, сделавшая ставку на этот пароход, стала терпеть весьма существенные убытки. Встал вопрос: что делать с судном? Волею случая проблема была решена сама собой: "Батрак" потерпел кораблекрушение у берегов Сахалина.
После неудачи с "Батраком" М. Шевелев не опустил руки. Прикинув конъюнктуру на судоходных линиях русского Дальнего Востока и портами Кореи, Китая и Японии, он решил теперь основать целое пароходство. Вот только компаньоны его не поддержали, сомневаясь в успехе этого предприятия.
И тогда М. Шевелев едет в Санкт-Петербург, где ему в ноябре 1879 г. удается убедить членов правительства выделить необходимые средства для организации грузопассажирских линий среди пунктов Приморья, Николаевска-на-Амуре, а также с портами Китая, Кореи и Японии. Контракт с правительством был подписан 1 апреля 1880 г.
Вернувшись во Владивосток, Шевелев основывает судоходную компанию "Шевелев и Ко". Для начала он покупает пароход "Байкал" грузоподъемностью около 1000 тонн, который и сделал ему имя добросовестного и ответственного пароходчика, ни разу не подводившего ни грузоотправителей, ни пассажиров. "Байкал" работал на линии Владивосток - Гензан - Фузан - Нагасаки - Чифу- Шанхай. На эту же линию М. Шевелев поставил и пароход "Владимир" (грузоподъемность 900 т.), который он прикупил, получая неслабый барыш от трудов праведных "Байкала".
В 1880 г. во Владивостоке была опубликована брошюра М. Г. Шевелева "Срочное пароходное сообщение между Ханькоу и Николаевском".
Михаил Григорьевич держал второе место среди различных фирм Приморья по капиталу, переведенному через местное казначейство на запад - 1 млн. 73 тыс. руб. (данные за 1890 г.). Его обошел лишь торговый дом "Кунст и Альберс" - 2 млн. 107 тыс. руб.
Вслед за "Владимиром" М. Шевелев купил еще один пароход - "Стрелок" - грузоподъемностью 290 т., который обслуживал местные портопункты и Сахалин. Так, в 80-х гг. ХIХ столетия М. Шевелев становится крупнейшим русским пароходчиком на Тихом океане. При этом не только грузоотправители и получатели, пассажиры, но и сам генерал-губернатор С.Духовской весьма положительно отзывался о работе пароходства М. Шевелева.
В 1892 г. Шевелев организовал речную транспортную компанию "Амурское общество пароходства и торговли".
Он занимался благотворительностью, выделяя средства на образование, культуру, научные изыскания, нужды переселенческого управления края, организацию и проведение экспедиций по поиску нефти на Сахалине. Причем и сам, между коммерческими делами, увлекался археологией, слыл большим знатоком истории и культуры Китая и Бохайского царства, некогда существовавшего на территории Приморья. Разруха в пароходном бизнесе М. Шевелева началась летом 1897 г., когда у м. Гамова потерпел аварию и затонул пароход "Владимир", следовавший с грузом к берегам Кореи. Кстати, спустя почти 100 лет его останки обнаружили энтузиасты-водолазы из команды парусно-винтовой яхты "Командор" Вячеслава Трубникова - членов краевого клуба подводного поиска. В экспедицию 1995 г., занимаясь поиском затонувших кораблей и судов русского флота, при обследовании одного из подводных свалов м. Гамова, они нашли куски металлической клепаной бортовой обшивки и фрагменты останков конструкции корабля, а также дымовую трубу со смотровой площадкой. Обнаруженные находки давали все основания предполагать, что где-то рядом должны находиться более солидные части: остов судна, его котлы, паровая машина. Увы, начатый поиск пришлось вскоре прекратить, т.к. к капризам осенней погоды добавилась еще одна напасть - нашествие касаток и акул.
Беда, говорят, не ходит одна. Так и случилось. Уже в октябре того же 1897 г. М. Шевелев лишился еще одного своего парохода - "Стрелок", который потерпел крушение у берегов Сахалина. Пытаясь спасти положение, Шевелев в 1889 г. приобретет еще один пароход "Новик", дабы хоть как-то закрыть образовавшуюся брешь на грузопассажирских линиях, открывшуюся после утраты в одночасье сразу двух судов.
Вскоре после этих событий правительство расторгает контракт с М. Шевелевым, как с не выполняющим свои обязательства по контракту, и передает для обслуживания морские линии новому пароходному товариществу, созданному при КВЖД. Исправить сложившуюся ситуацию М. Шевелев так и не смог, и в январе 1902 г. он объявил о ликвидации пароходной компании "Шевелев и Ко".
8 ноября 1903 г. Михаил Григорьевич Шевелев ушел из жизни - подвело сердце. При большом стечении народа, с почестями, он был похоронен на Покровском кладбище во Владивостоке, которое в 30-е гг. было уничтожено новой властью.
Провожая его в последний путь, газета "Владивосток" констатировала в некрологе: "...Это весьма редкая личность на Дальнем Востоке. 0 покойных молчат или говорят только правду. А это та правда, что о Шевелеве никто ничего дурного сказать не может. Только удивляемся, как могла сохраниться эта светлая душа во всей чистоте среди стяжателей, воров нашей окраины". "Владивостоку" вторила и газета "Далекая окраина", отмечая в некрологе, что "до конца жизни он сохранил душу живую, юношеский пыл чувства, живую отзывчивость ума ко всему новому". И, наверное, неслучайно, что еще при жизни Шевелева в 80-х гг. ХIХ в. его именем был назван мыс в бухте Сельдяная Уссурийского залива.
 
Источники:
Бянкин В. Морское пароходство М. Г. Шевелева [Текст] / В. Бянкин // В дальневосточных морях: очерки. - Владивосток, 1981. - С. 37-58.

[Деятельность М. Г. Шевелева и работа пароходства "Шевелев и Ко"] [Текст] // Дальневосточное морское пароходство: 1880-1980. - Владивосток, 1980. - С. 60-61 ; С. 70-77.

Мизь Н. Г. Шевелев Михаил Григорьевич [Текст] / Н. Г. Мизь // Покровский некрополь Владивостока. - Владивосток, 2002. - С. 39-41.

[О компании купца Шевелева] [Текст] // Город нашенский / Отв. ред. Л. Иващенко, ред.-сост. Л. Василенко. - Владивосток, 1970.- С. 69.

[Об организации пароходного дела в Приморской области] [Текст] // История дальневосточного пароходства. - М., 1962. - С. 26-28.

Путник Е. Неутомимый коммерции советник Шевелев [Текст] : история создания и краха первого русского пароходства на Дальнем Востоке // Конкурент. - 2003. - № 27. - С. 30.

Хисамутдинов А. Пароход "Батрак" [Текст] / А. Хисамутдинов // Владивостокъ. Этюды к истории старого города. - Владивотсок, 1992. - С. 108-112.

Хисамутдинов А. [Шевелев и Буссе] [Текст] / А. Хисамутдинов // Владивостокъ. Этюды к истории старого города. - Владивотсок, 1992. - С.140-141.

[16.04.1881г.- начало деятельности пароходства М. Г. Шевелева на линиях Владивосток - Николаевск-на-Амуре и Владивосток - Шанхай - Ханькоу] [Текст] // Владивосток: штрихи к портрету / Отв. ред. В. А. Дудко.- Владивосток, 1985. - С. 29.

 

 

 

 

ООО ПТФ "Корпус", генеральный спонсор проекта
© 2009 "Владивостоку 150 лет"
Дальний Восток: Владивосток, Хабаровск, Сахалин, Камчатка, Магадан, Благовещенск, Якутия.